СРОКИ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО КОАП РФ: УТОЧНЯЮЩИЕ ПОПРАВКИ ПРОШЛИ ФИНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Проект Федерального закона N 253855-8
В Кодексе планируют закрепить позицию КС РФ: сроки давности привлечения к административной ответственности по общему правилу исчисляют со дня совершения нарушения (пп. “б” п. 1 проекта). Госдума приняла поправки к КоАП РФ в третьем чтении. Они могут вступить в силу через 10 дней после их опубликования в виде федерального закона.
Это положение проекта об исчислении сроков не касается, например, длящихся нарушений. По ним сроки продолжат отсчитывать со дня обнаружения нарушений.
Хотят запретить применять ко всем срокам давности такие положения (абз. 4 пп. “д” п. 2 проекта):
- срок в виде периода начинает течь на следующий день после даты или события, которые определяют начало срока;
- если срок в виде дней завершается в нерабочий день, последний день срока – это первый следующий за ним рабочий день.
Общие 2-месячный и 3-месячный сроки предлагают исчислять в календарных днях. Их число – 60 и 90 соответственно (пп. “а” п. 1 проекта).
Напомним, в мае 2022 года КС РФ выявил, что КоАП РФ неоднозначно определяет, с какого дня нужно отсчитывать сроки давности за многие нарушения.
МОМЕНТ ИЗМЕНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СМОЖЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ СУД – ПРОЕКТ ПРОШЕЛ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Проект Федерального закона N 285552-8
По итогам рассмотрения спора об изменении или расторжении договора суд сможет установить в решении момент, с которого обязательства будут считать измененными или прекращенными. Поправку к ГК РФ приняли в первом чтении.
Сейчас в случае спора обязательства корректируются или прекращаются с момента, когда вступит в силу решение суда об изменении или расторжении договора. По проекту это положение будут применять, если суд не воспользуется новым правом.
По словам авторов поправки, действующая норма ГК РФ не учитывает ситуаций, когда сторона не исполняет обязательство из-за существенного изменения обстоятельств. Если суд изменит или расторгнет договор, такому контрагенту могут грозить негативные последствия за период до вступления в силу судебного акта.
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ПРЕДЛАГАЕТ СКОРРЕКТИРОВАТЬ ЗАКОН ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
Проект федерального закона
Хотят среди прочего быстрее устанавливать экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций (ЭПР). Для этого подготовили поправки к Закону об этих режимах. Публичное обсуждение проекта завершат 19 апреля. Планируют ввести такие новшества:
- по общему правилу исчислять время действия ЭПР будут со дня вступления в силу акта, которым установили режим и утвердили его программу. Сейчас срок начинается с 20-го рабочего дня после даты издания акта;
- с 25 до 10 рабочих дней сократят период, за который, в частности, регулирующему органу нужно оценить инициативу и направить заключение в Минэкономразвития или ЦБ РФ. Исчислять срок продолжат с даты получения инициативного предложения;
- правительство или координационный орган станет рассматривать инициативу максимум за 20 рабочих дней с даты ее внесения вместе с заключениями. Сейчас срок на 10 рабочих дней дольше.
Уточнят, что программа ЭПР может обязывать участников страховать ответственность за вред, который человеку или юрлицу причинили в том числе искусственным интеллектом.
Если вступят в силу федеральные НПА, которые сильно затрудняют или делают невозможной реализацию ЭПР, такие акты запретят применять к отношениям, связанным с экспериментом. Исключения – акты РФ в сфере обороны и безопасности страны и т.п.
Есть и другие изменения.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД ОБЯЗАЛ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ СУБЪЕКТОВ РФ УСТРАНИТЬ ПРОБЕЛЫ В ВОПРОСЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПОСЯГАЮЩИХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
Пункт 1 части 3 статьи 16.5 КоАП Москвы не соответствует Конституции РФ, поскольку он в течение длительного времени не определяет должностных лиц, которые могут возбуждать дела (составлять протоколы) об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 “Нарушение тишины и покоя граждан в Москве” КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан, не обеспечивая тем самым надлежащего механизма привлечения их к административной ответственности за данное правонарушение.
В отсутствие заключенного между МВД России и Правительством Москвы соглашения о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, КоАП Москвы порождает соответствующий пробел, который подрывает законные ожидания граждан относительно того, что установленные законодателем меры административной ответственности будут надлежащим образом применяться.
Законодателю города Москвы и законодателям иных субъектов РФ (в случае аналогичного регулирования рассмотренного вопроса в иных регионах) надлежит внести в свои акты необходимые изменения.
Впредь до внесения таких изменений протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3.13 КоАП Москвы, в отношении совершеннолетних граждан уполномочены составлять должностные лица Объединения административно-технических инспекций города Москвы. При этом должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны оказывать содействие в привлечении к административной ответственности виновных в совершении указанных административных правонарушений и при отсутствии соответствующего соглашения между МВД России и Правительством Москвы.
Кроме этого, Конституционным Судом в настоящем Постановлении дана оценка признанным соответствующими Конституции РФ положениям абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзаца первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”, предложения второго части 1 статьи 28.4 КоАП РФ.
Другие новости:
Вопрос: Можно ли заключать договор ГПХ на год и более?
Статья: Правовое регулирование деятельности онлайн-школ
Вопрос: Что понимается в праве под “неопределенным кругом лиц”?
Вопрос: В чем отличия договора перевозки от договора фрахтования?
Вопрос: Можно ли считать договор заключенным, если он подписан путем отправки СМС-сообщения?
Вопрос: Существует ли наказание за неисполнение решения арбитражного суда?
Форма: Письмо (расписка) контрагенту об отсутствии претензий по исполнению договора
Форма: Соглашение о расторжении абонентского договора
Лекция: Персональные данные: трансграничная передача
Лекция: Персональные данные: инциденты и действия оператора
Вопрос: При какой сумме займа между физическими лицами надо заключать письменный договор займа?