ТИПОВЫЕ УСЛОВИЯ ГОСКОНТРАКТОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ В ШКОЛАХ ДЕЙСТВУЮТ С 1 МАЯ
Постановление Правительства РФ от 29.03.2023 N 498

Типовые условия контрактов станут использовать при закупках услуг питания детей, которые обучаются по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. В них закрепили обязанности сторон контракта.

Высшим исполнительным органам регионов рекомендуют обеспечить применение условий с учетом социально-демографических факторов, национальных, конфессиональных и местных особенностей питания населения.

Новшества вступят в силу 1 мая. Их применяют при закупках, которые объявят после этой даты.

 

КАРТЕЛЬ: КС РФ ПОЯСНИЛ, КОГДА УЧАСТНИКОВ ГОСЗАКУПОК НЕ НАКАЗЫВАЮТ ЗА АНТИКОНКУРЕНТНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Постановление КС РФ от 30.03.2023 N 12-П

Контролеры выявили картельный сговор и наказали двух участников. Они одновременно подавали идентичные заявки и поддерживали цену на торгах.

Участники решили, что их действия подпадали под исключение: они не могли конкурировать между собой, поскольку входят в группу лиц, фактически подконтрольную одному человеку. Штрафовать за антиконкурентное соглашение не следовало.

Суды доводы отклонили. КС РФ с ними согласился и, в частности, пояснил:

  • исключение из запрета на картели касается только группы подконтрольных лиц. Речь о ситуациях, когда один из ее участников или отдельное лицо прямо или косвенно определяет все действия;
  • контроль над такой группой может исходить из полномочий исполнительного органа или распоряжения более 50% голосов. Это правило нельзя толковать широко. Кроме того, контроль должен быть юридически оформлен;
  • на практике возможно, что решения участников определяет одно лицо по факту. Однако исключение в таких случаях не применяют.

 

ВС РФ ПОДДЕРЖАЛ ГОСЗАКАЗЧИКА, КОТОРЫЙ УДЕРЖАЛ ВСЮ СУММУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ КОНТРАКТА
Определение ВС РФ от 24.03.2023 N 301-ЭС22-19253

Заказчик отказался от контракта, поскольку товар ему не соответствовал. Поставщик потребовал вернуть обеспечительный платеж, но заказчик этого не сделал: по условиям сделки его возвращают, если все обязательства исполнили надлежащим образом.

ВС РФ встал на сторону заказчика:

  • контракт разрешал взыскать обеспечение, если обязательства не исполнили или сделали это ненадлежаще. Сделку расторгли по вине поставщика;
  • суды неверно применили общее правило о том, что удержать платеж можно только в размере имущественных требований к контрагенту. Оно касается случаев, когда контракт исполнили с просрочкой. В данной ситуации этого не сделали вообще;
  • вывод о том, что поставщик слабая сторона, поэтому толковать контракт нужно в его пользу, ошибочный. Слабость в том, что контрагент не может активно и свободно согласовывать условия сделки при ее заключении. Суды этого не установили. Изменить контракт или признать его пункты недействительными поставщик не просил.

Ранее ВС РФ поддержал позицию о том, что в контракте можно закрепить право удержать обеспечение, которое внесли деньгами, в большей сумме, чем реальный размер обязательств контрагента. Суды среди прочего отметили, что к независимой гарантии такое условие применять нельзя.

Отметим, в практике есть пример, когда заказчик получил всю сумму обеспечения из средств гарантии. Суды с этим согласились, ведь контракт не исполнили совсем.

 

ГОСЗАКАЗЧИК ТРЕБОВАЛ ОТ УЧАСТНИКОВ СОСТОЯТЬ В ДВУХ СРО – УФАС УВИДЕЛО ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ
Решение Владимирского УФАС России от 07.02.2023 N 5/2023

Контролерам пожаловались, что от участников закупки проектных работ требовали быть членами СРО не только в области архитектурно-строительного проектирования, но и в сфере инженерных изысканий. Это ограничивало конкуренцию.

Заказчик возразил. Проектные работы и инженерные изыскания связаны и имеют единую цель. Условие отвечало закону и не нарушало права участников.

УФАС с заказчиком не согласилось:

  • объект закупки – разработка проектной документации. По ГрК РФ для выполнения таких работ нужно состоять в СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Для инженерных изысканий можно привлечь субподрядчика с необходимыми допусками. Проект контракта это разрешал;
  • спорное условие ограничивало конкуренцию. Лица, которые входили только в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, не могли поучаствовать в закупке.

Отметим, в судебной практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позициями.

 

Другие новости:

Уточнена информация о КБК, соответствующих закупкам, госконтракты по которым могут быть заключены после 1 июня текущего финансового года

Обзор: “Ошибки при проведении экспертизы по Закону N 44-ФЗ: примеры из практики за 2021 – 2023 годы”