Схема ситуации: Приобрела в 2018 году одна Компания два автомобиля TOYOTA LAND CRUISER в лизинг. Два договора были заключены на три года и предусматривали оплату 18 052 807 руб. 28 коп.

Прошло три года. Пишет Компания письмо Лизингодателю: «Выполнили мы в полном объеме все обязательства, в связи с чем, предлагаем заключить договоры купли-продажи автомобилей по стоимости 10000 рублей за один». Ответа нет. Компания пишет еще письмо: «Ау! Договоры-то закончились, возвращаем Вам авто, но сообщаем о намерении их выкупить».

Наконец приходит от Лизингодателя ответ: «Вы молодцы, договоры исполняли исправно! Намерение Ваше о выкупе учли. Вот счет на 3,6 миллиона. Оплачивайте, и автомобили Ваши! А откажетесь, так сами виноваты, расценим это, как отказ от первоочередного права на приобретение Ленд Крузеров».

Компания в недоумении: «Мы авто в лизинг брали! Мы зачем Вам платили три года 18 миллионов, чтобы потом еще 3,6 за покупку выложить?!» И идет в суд признавать свое право собственности на автомобили.

Первый суд с Компанией согласился, решил, что имеет место выкупной лизинг. Уплатил все денежки, и лизинговое имущество твое. Значит, автомобили принадлежат компании без всякой купли-продажи.

Апелляция же с окружным судом прочитали дословно договоры. В них оказался такой пункт: по окончании срока действия договора… Лизингополучатель имеет первоочередное право на приобретение имущества. И ни слова нет про выкуп! А значит, договоры не выкупные, авто принадлежат Лизингодателю!

Дело дошло до Верховного суда. Он решил, что правовые последствия сделки устанавливаются на основании намерений сторон достигнуть соответствующий результат, а не на основании одного лишь буквального прочтения формулировок договора. И начал анализировать выкупной и не выкупной лизинг.

Если лизинг является выкупным, то платежи по договору устанавливаются по принципу окупаемости вложений лизингодателя на покупку лизингового имущества. В договоре выкупного лизинга может не быть условия о выкупной цене либо выкупная цена может быть установлена символической.

Когда цель обращения к лизингодателю состоит только в предоставлении возможности пользоваться необходимым ему имуществом, платежи устанавливаются как арендные. Оставшаяся часть вложений лизингодателя, может быть возмещена за счет последующей продажи, повторной аренды и т.п.

Посмотрел Верховный суд, сколько же затратил Лизингодатель на Ленд Крузеры. Оказалось, что были они куплены за 11,779 млн. Получив за них около 18 миллионов, Лизингодатель с лихвой окупил свои затраты!

Автомобили служат явно больше трех лет. Заключение договора лизинга с полной окупаемостью вложений лизингодателя и возвратом имущества до его износа не имеет смысла для лизингополучателя.

Верховный суд решил, что, учитывая различия в целях сторон при заключении выкупного и не выкупного лизинга, при наличии спора относительно того, имелся ли в виду выкупной лизинг, и при наличии в договорах двусмысленных положений, нужно отдать приоритет такому толкованию, которое является разумным, позволяет обеспечить соблюдение баланса имущественных интересов сторон, и признать лизинг выкупным.

Выводы и возможные проблемы: Аккуратными нужно быть при заключении договора лизинга. Прямо в нем должно быть написано: выкупной лизинг или нет. И какая выкупная стоимость имущества (или она может быть включена в лизинговые платежи). Иначе могут ожидать неприятные сюрпризы по окончании лизинга. Если договор все же содержит двойное толкование, но сумма лизинговых платежей с лихвой окупает затраты лизингодателя на закупку лизингового имущества, то можно ссылаться на данное Определение.

Строка для поиска в КонсультантПлюс: «Признание права собственности на предмет лизинга».

Цена вопроса: 3,6 миллиона рублей.

Где посмотреть документы: Система КонсультантПлюс, раздел Судебная практика,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВС РФ ОТ 05.06.2023 N 306-ЭС23-493 ПО ДЕЛУ N А57-28101/2021