КС РФ ПОДТВЕРДИЛ КОМПЕТЕНЦИЮ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА РАССМАТРИВАТЬ СПОРЫ О ПРАВАХ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2023 N 46-П

Третейские суды, будучи альтернативной формой защиты права и действуя в качестве институтов гражданского общества, наделены публично значимыми функциями, но не входят в российскую судебную систему и не осуществляют судебную власть. Третейский суд относится к числу общепризнанных способов разрешения гражданско-правовых споров, в том числе споров о правах на недвижимое имущество.

В ГПК РФ в качестве оснований для отмены решения третейского суда либо для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное его исполнение названы неподведомственность спора третейскому суду и противоречие его решения публичному порядку РФ. Установленная государственным судом недобросовестность сторон третейского разбирательства (в том числе игнорирование ими интересов третьих лиц, создание видимости частноправового спора с целью его передачи на разрешение третейского суда, злоупотребление правом) может послужить основанием для вывода о нарушении публичного порядка РФ, однако государственный суд должен мотивировать такой вывод в своем определении и исчерпывающе его обосновать.

Пункт 1 статьи 131 ГК РФ и пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона “О государственной регистрации недвижимости” не противоречат Конституции РФ, поскольку не исключают обязанности государственного суда удовлетворить заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда по спору о праве собственности на недвижимое имущество, если государственным судом не будет установлено и исчерпывающим образом мотивировано, в чем именно состоит нарушение этим решением или его исполнением публичного порядка РФ.

Государственный суд обязан выдать исполнительный лист на реализацию акта третейского суда по спору о праве собственности на недвижимость. Условие – государственный суд не установил и досконально не мотивировал:

  • как этот акт или его исполнение нарушает публичный порядок;
  • какие положения такого порядка не соблюдены путем, например, обхода закона, чтобы получить формальные основания для регистрации прав на недвижимость.

Также КС РФ напомнил, что государственный суд должен проверить, есть ли другое основание отказать в выдаче исполнительного листа. Речь идет о случае, когда третейский суд рассмотрел спор, который по федеральным законам неарбитрабелен.

Третейские суды вправе разрешать в том числе споры о признании прав на недвижимость. Эту возможность ранее отмечал и Пленум ВС РФ. Однако есть случаи, когда арбитры не могут рассматривать споры о данном имуществе. Речь идет о ситуациях, когда недвижимость – предмет спора, например, о наследстве или приватизации.

КС РФ обозначил и ряд других выводов.

 

СКОРРЕКТИРОВАН ПОРЯДОК РАСЧЕТА И ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ) ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ
Постановление Правительства РФ от 02.10.2023 N 1622

Новая редакция отдельных положений конкретизирует порядок возмещения указанных расходов с учетом места прохождения военной службы, воинского учета, места жительства членов семьи и т.д.

Также вносимыми изменениями уточнены предельные размеры компенсации расходов.

 

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: РОСРЕЕСТР ОБНОВИТ СПИСОК ИНДИКАТОРОВ РИСКА С 20 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА
Приказ Росреестра от 30.06.2023 N П/0243

В рамках федерального земельного госконтроля будут учитывать новый индикатор — наличие у Росреестра сведений о привлечении правообладателя участка к административной ответственности.

Речь идет о санкции за такие нарушения:

  • нецелевое использование участка, который расположен в границах того же кадастрового квартала, что и объект надзора;
  • неиспользование по назначению участка для строительства, садоводства или огородничества в течение определенного срока, если такая обязанность есть в законе.

Один из действующих показателей изменят. Отсутствие объектов капстроительства и работ по их возведению на участке для строительства будут считать индикатором риска, если с даты госрегистрации права собственности на землю прошло 3 года.

Напомним, если в 2023 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести ряд внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

 

Другие новости:

Вопрос: Каков порядок взыскания с собственников помещений в многоквартирном доме задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества?

Вопрос: Каков порядок обжалования решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?

Вопрос: Может ли супруга подарить долю в квартире, купленную до брака, супругу?

Вопрос: Можно ли приватизировать половину квартиры?

Вопрос: Является ли завещание правоустанавливающим документом?

ВС РФ: рекультивация со сроком дольше аренды земель не доказывает своевременное устранение нарушений

Даны разъяснения по вопросу определения размера налоговой ставки при исчислении земельного налога в отношении земель сельскохозяйственного назначения

Даны разъяснения по вопросу предоставления персональных данных правообладателя объекта недвижимости в составе общедоступной выписки из ЕГРН по запросу бывшего супруга (супруги) такого правообладателя

Идентификация клиентов-физлиц при оплате ЖКХ: проект о послаблении внесен в Госдуму

О внесении изменений в приложение к Закону Челябинской области “О разграничении имущества между Верхнеуральским муниципальным районом и Петропавловским сельским поселением”

О внесении изменения в приложение к Закону Челябинской области “О разграничении имущества между Спасским сельским поселением и Верхнеуральским муниципальным районом”

О внесении изменения в приложение к Закону Челябинской области “О разграничении имущества между Агаповским сельским поселением и Агаповским муниципальным районом”

О внесении изменения в статью 1 Закона Челябинской области “О земельных отношениях”

О разграничении имущества между Березовским сельским поселением и Красноармейским муниципальным районом

О разграничении имущества между Желтинским сельским поселением и Агаповским муниципальным районом

О разграничении имущества между Новоуральским сельским поселением и Варненским муниципальным районом

Об установлении норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городу Магнитогорску на четвертый квартал 2023 года для расчета размера социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства

Проведен анализ законодательных изменений в сфере земли и недвижимости в III квартале 2023 года

Росреестр сообщает об изменениях в законодательстве о “гаражной амнистии”, действующих с 1 октября 2023 года

Статья: Особенности дарения квартиры, находящейся в общей совместной собственности супругов

Статья: Особенности квартир свободной планировки

Установлен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минстроем России в рамках выдачи разрешения на создание искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов РФ

Установлен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минстроем России в рамках выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию в случае его создания на территориях двух и более субъектов РФ

ФНС даны разъяснения о праве на получение имущественных налоговых вычетов сотрудниками полиции (военнослужащими), получившими социальную выплату (субсидию) из бюджета на приобретение жилья