НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА НЕКОТОРЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАЧНУТ ДЕЙСТВОВАТЬ С 30 ОКТЯБРЯ 2023 ГОДА
Федеральный закон от 19.10.2023 N 505-ФЗ

Опубликован закон с поправками к КоАП РФ. Они предусматривают 2 новых состава нарушений. Первый касается навязывания дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату, а второй – необоснованного отказа рассматривать требования об ущемлении прав потребителя. Рассмотрим изменения подробнее.

Навязывание дополнительных товаров, работ или услуг за отдельную плату
За это должностных лиц будут штрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 руб., а компании – от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Речь идет о ситуациях, когда вопреки закону:

  • до заключения договора потребителю сообщают, что для покупки основных товаров, работ либо услуг нужно приобрести дополнительные или заключить иные соглашения;
  • в договоре покупка основных товаров, работ либо услуг обусловлена обязательным приобретением дополнительных.

Таким образом, за данное нарушение перестанут привлекать к ответственности как за включение в договор условий, которые ущемляют права потребителя. Штрафы за это в 2 раза ниже.

Новшество не будут применять в случае, когда допуслуги навязывают при заключении договоров обязательного страхования. Для этого есть спецсостав.

Необоснованный отказ рассматривать требования об ущемлении прав
За такой отказ должностное лицо заплатит от 15 тыс. до 30 тыс. руб., а компания – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. То же грозит за уклонение от рассмотрения в законном порядке претензий о нарушении прав потребителя.

Сейчас подобного состава в КоАП РФ нет. Однако за неисполнение обязанности продавца ответить потребителю на претензию наказывают как за нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Это влечет предупреждение или штраф. Его размер для должностных лиц – от 1 000 до 3 000 руб., а для компаний – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

 

В ПРЕДМЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВКЛЮЧЕНО СОБЛЮДЕНИЕ ПРОДАВЦАМИ И ВЛАДЕЛЬЦАМИ АГРЕГАТОРОВ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К МАРКИРОВКЕ ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Постановление Правительства РФ от 18.10.2023 N 1730

Кроме этого, в предмет государственного контроля (надзора) включено соблюдение продавцами и владельцами агрегаторов обязательных требований к передаче информации в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и иных требований, предусмотренных правилами маркировки отдельных видов товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Исключение составляют такие обязательные требования, относящиеся к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с этим документом скорректированы также и объекты государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

РАСШИРЕННЫЙ СПИСОК РОСПОТРЕБНАДЗОРА С ИНДИКАТОРАМИ РИСКА ВСТУПАЕТ В СИЛУ 3 НОЯБРЯ 2023 ГОДА
Приказ Роспотребнадзора от 14.09.2023 N 635

В рамках контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей ведомство станет использовать новый перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований. В документе 4 действующих показателя и 30 новых. Среди последних наличие в системе “Честный знак” в течение календарного месяца сведений о розничной продаже упакованной питьевой воды:

  • с указанием кода маркировки воды, которую ранее вывели из оборота. Условие такое: доля этих продаж превысила 150% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц в одном российском ретейл-объекте;
  • с обозначением кодов маркировки, которых нет в системе при аналогичной доле таких продаж;
  • с передачей в систему информации о реализации воды, которую не ввели в оборот. Чтобы индикатор выявили, доля этих продаж должна превышать 75% среднего объема реализации упакованной питьевой воды за тот же месяц.

По большей части сходные показатели риска утверждены для надзора за розничными продавцами:

  • товаров легпрома;
  • молочной продукции;
  • обуви и шин;
  • парфюмерии;
  • меховых изделий;
  • фототехники.

Напомним, если в 2023 году Роспотребнадзор выявляет индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой он может провести ряд внеплановых контрольно-надзорных мероприятий.

 

Другие новости:

Верховный суд обобщил практику по защите прав потребителей

Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей