ДЕТИ, ЗАЧАТЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ СУПРУГА МАТЕРИ И, СООТВЕТСТВЕННО, РОЖДЕННЫЕ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ, ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРАВО НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ОТЦОВСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.02.2025 N 6-П

Не соответствующими Конституции РФ признаны части 1 и 3 статьи 10 Федерального закона “О страховых пенсиях” в той мере, в какой ими в системе действующего правового регулирования не предусматривается назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении трехсот дней с момента смерти отца, притом что в системе социального обеспечения (социальной поддержки) не предусмотрено предоставление иных регулярных выплат такому ребенку, сопоставимых по своему значению с такой пенсией.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выразил намерение иметь детей с использованием вспомогательных репродуктивных технологий и в отношении которого впоследствии в судебном порядке установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному по истечении трехсот дней с момента смерти отца, должно быть предоставлено право на страховую пенсию по случаю потери кормильца (при соблюдении иных установленных законом условий).

 

ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ
Постановление Правительства РФ от 03.02.2025 N 91

В частности: в перечень причин инвалидности включена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученного в связи с участием в боевых действиях в составе воинских формирований и органов ДНР и ЛНР начиная с 11 мая 2014 г., а также в связи с исполнением контракта в ходе специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР с 24 февраля 2022 г., на территориях Запорожской и Херсонской областей с 30 сентября 2022 г.; установлен порядок направления на медико-социальную экспертизу лиц, принимавших участие в специальной военной операции; уточнен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; закрепляется возможность получения справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в электронном виде с использованием единого портала госуслуг.

Предусматривается, что справки, подтверждающие факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования граждан, признанных инвалидами, оформленные в порядке, установленном до 1 марта 2026 г., сохраняют свое действие до окончания срока, на который установлена группа инвалидности (категория “ребенок-инвалид”).

Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 марта 2026 г.

 

МИНТРУДОМ ПОДГОТОВЛЕН ПРОЕКТ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЛУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ И ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ ДОБРОВОЛЬНОГО ВСТУПЛЕНИЯ В ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОПС
Проект Приказа Минтруда России

Отмечено, в частности, что получение отдельных видов пенсий и выплат социального характера в основном связывается с отсутствием у граждан факта осуществления ими трудовой и иной деятельности, в период которой такие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

К лицам, застрахованным в системе ОПС, по общему правилу относятся: лица, работающие по трудовому договору; по договору гражданско-правового характера; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (в т.ч. ИП, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы); члены КФХ или семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов; священнослужители.

Указано при этом, что правовой статус лиц, уплачивающих налог на профессиональный доход, не предусматривает в обязательном порядке включение их в систему ОПС. В случае добровольного вступления в правоотношения по ОПС соответствующие периоды деятельности не могут рассматриваться как идентичные периодам работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане в обязательном порядке подлежат включению в систему ОПС.

 

Другие новости:

Электронные справки об инвалидности начнут выдавать с 1 марта 2026 года