
ЗАЯВКУ УЧАСТНИКА НЕЗАКОННО ОТКЛОНИЛИ – СУДЫ НЕ ВЗЫСКАЛИ УБЫТКИ С ГОСЗАКАЗЧИКА И КОНТРОЛЕРОВ
Определение ВС РФ от 18.08.2025 N 307-ЭС25-8000
Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку общества из-за несоответствия доптребованиям. Суд признал их решение недействительным, отклонение заявки – безосновательным.
Общество посчитало, что незаконные действия заказчика и контролеров помешали ему заключить контракт, и потребовало в суде взыскать с них неполученную прибыль.
Три инстанции посчитали, что между действиями заказчика, контролеров и неполученным доходом нет связи:
- участие общества в закупке не означает именно его победы. Данное обстоятельство также не влечет немедленного заключения контракта, поскольку эта процедура многоэтапная;
- признание недействительным решения контролеров не доказывает, что отклонение заявки привело к упущенной выгоде. Суд не делал вывода о том, что общество стало бы победителем закупки и стороной контракта при ином подведении ее итогов;
- повторно заявки не рассматривали. Однако и повторное их рассмотрение не исключает отклонения заявки общества по другим основаниям;
- деятельность общества по получению прибыли основана на риске. Ее нельзя считать плановой и влекущей при обычных условиях оборота получение ежемесячного фиксированного дохода;
- чтобы подтвердить размер убытков, общество представило отчет об оценке рыночной стоимости упущенной выгоды. Однако оно не пояснило, какие учитывало расходы на исполнение контракта, если бы его заключили. Общество не доказало реальную возможность получить прибыль в заявленном размере. Контракт с другим участником заключили по более высокой цене;
- общество хочет взыскать предполагаемый доход. Этот доход зависит от разных факторов, поэтому его размер нельзя точно определить.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
КАССАЦИЯ ПОДДЕРЖАЛА ГОСЗАКАЗЧИКА, КОТОРЫЙ УСТАНОВИЛ В ЗАКУПКЕ ДОПТРЕБОВАНИЯ ПО ДВУМ ПОЗИЦИЯМ
Постановление АС Московского округа от 05.08.2025 по делу N А40-268110/2024
Консерватория приобретала услуги по техобслуживанию зданий и сооружений. Контролеры не согласились с тем, что в извещении установили доптребования сразу по двум позициям:
- для услуг по техобслуживанию зданий, сооружений;
- для работ, которые связаны с допуском контрагентов к хранилищам музеев, системам обеспечения безопасности музейных предметов, коллекций, архивных документов и др.
Три инстанции решили, что участнику мало иметь лишь опыт исполнения договора на техобслуживание зданий:
- два доптребования установили из-за специфики места оказания услуг – особо ценного объекта национального наследия РФ – и объекта закупки. Чтобы оказать услуги, исполнителю нужен доступ в помещения, где хранятся музейные предметы, ценности, коллекции, архивные документы. Их нельзя восстановить в случае повреждения или утраты;
- спорные требования к участникам закупки в данном случае не ограничивают права одних субъектов и не дают преимущества другим. Обратное не доказали. Требования применили, чтобы получить опытного исполнителя, который при исполнении контракта не нанесет непоправимый вред музейным предметам и объектам культурного наследия.
Сходные выводы поддерживал ВС РФ.
МИНСТРОЙ РОССИИ ИЗЛОЖИЛ ПОЗИЦИЮ ПО ВОПРОСУ О СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА
Письмо Минстроя России от 19.08.2025 N 48756-АГ/09
Письмо содержит следующие выводы, в том числе:
- на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ высшие исполнительные органы субъектов РФ, местные администрации самостоятельно принимают решения об изменении существенных условий контракта (включая порядок изменения цены контракта), при этом такое решение может быть аналогично постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315;
- при изменении существенных условий контракта на основании решений, принятых высшими исполнительными органами субъектов РФ, местными администрациями в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и цена которого составляет или превышает 100 млн. руб., размер изменения (увеличения) цены такого контракта определяется исключительно в порядке, установленном Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства;
- для реализации заказчиками положений постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680, в том числе подпункта “ж” пункта 1 постановления, не требуется принятие дополнительных решений высших исполнительных органов субъектов РФ, местных администраций по вопросам изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, аналогичных решениям, принимаемым в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пунктом 3 постановления N 1315.
ГОСЗАКУПКИ С АВАНСОМ ПО КОНТРАКТУ ДО 80%: МИНФИН ХОЧЕТ РАСПРОСТРАНИТЬ ПРАВИЛО НА ЭЛЕКТРОНИКУ
Проект постановления Правительства РФ
По проекту получатели средств федерального бюджета станут закреплять в контрактах на поставку радиоэлектронной продукции из спецперечня аванс до 80% в пределах ЛБО. В перечень войдут:
- 20.11 – компьютеры портативные массой не более 10 кг;
- 20.13, 26.20.14, 26.20.15 – цифровые ЭВМ;
- 20.17 – мониторы и проекторы.
Повышенный размер аванса будет обязательным для контрактов, которые заключают в 2025 – 2026 годах.
Общественное обсуждение инициативы завершится 9 сентября.
Другие новости:
Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2024 – 2025 годы
Суд: можно установить в закупке доптребования по двум позициям
Обзор: РНП по Закону N 44-ФЗ: обзор практики рассмотрения обращений ФАС за II квартал 2025 года